Учитель-логопед

ТЕМА 1 Трудности трудных «звуков»

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ

Даже при нормальном речевом развитии, ребёнок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребёнка - дело не простое. Многие звуки произносятся детьми практически без усилий – М, П, Т, Н и , конечно, гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения - чаще всего назальный (носовой) оттенок речи и растянутое, долгое произношение гласных. Это легко устранимые недостатки. Поправляйте ребёнка, показывайте, как нужно произносить звуки. И  не забывайте все замечания делать спокойным тоном. Тяжелее всего даются шипящие, свистящие, а так же Р и Л . Почему это происходит, расскажем чуть ниже; здесь же приведём небольшую таблицу -  чтобы вам было удобнее следить за  своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков

Возраст

Ребёнка

1 - 2

года

2 – 3

года

3 – 5

лет

5 – 6

лет

Звуки, которые должен произносить ребенок

А О Э

П Б М

И Ы У

Ф В

Т Д Н

К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л Р

еточное произношение у детей в возрасте до трёх – четырёх лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном физическом и психическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к пяти -  шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются, как дефекты произношения,  исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому именно в  этом периоде жизни ребёнка (до пяти – шести лет) особенно важно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать закрепление косноязычия.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведёт к тому, что у ребёнка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искажённое произношение.

С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания.

Трудных звуков как правило девять – свистящие С, З, Ц, шипящие – Ш, Ж, Щ, Ч и соноры Л, Р. Они позднее, чем другие звуки, осваиваются детьми, а некоторые из них вообще могут не получиться у ребёнка без помощи взрослого.

Разумеется, ваш малыш может не выговаривать один из этих звуков или  два, три.

Поняв систему логопедической работы, имея всегда под рукой конкретные методики, вы сможете дома уверенно заниматься с ребёнком по рекомендациям специалиста.

От вас же, любящие родители, потребуется «совсем немного» - набраться терпения, заинтересовать ребёнка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

- ребёнок должен учиться, играя

- принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приёмов обучения.

- обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

В сотворчестве с ребёнком вы можете добиться многого:

- научить его отличать правильное произношение и  дефектное произношение;

- научить контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков;

- научить различать звуки на слух и  воспроизводить их правильно - это поможет ему сформировать речедвигательные навыки, развить внимание, память и интеллект;

- подготовить его  к освоению письма.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и  внятно, чтоб было всем понятно.

ТЕМА 2 «Кто виноват или как разговаривать с ребенком «правильно»?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2

КТО ВИНОВАТ?
Ситуация, подсмотренная на прогулке. Молодая мамочка жалуется другой маме: «Даже не знаю, что делать. Наверное, надо оформлять своего ребёнка в логопедический садик или логопедическую группу. Моего сына понимаю только я. Во рту у него какая - то каша». И тут - же, изменив голос, обращается к 4-х летнему (!) мальчику: «Игоесик, мася, брось бяку». К сожалению, этот пример далеко не исключение. Пытаясь разговаривать с ребенком ласково, многие родители, сами того не замечая, невольно переходят на детский язык. Неправильно думать, что такое сюсюканье более доступно вашему ребенку, чем правильная, красивая речь. Рост словаря, развитие грамматического строя речи непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Например, если ребенок живет в семье со старшими братьями и сестрами, то накопление словарного запаса у него происходит быстрее.
Норма и нарушения.

До определенного возраста коверканье слов и звуков является нормой. Когда все идет как надо, к пяти годам у малыша должна полностью сформироваться фонетическая система родного языка. Если к этому времени ребенок произносит все звуки – гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, правильно их артикулирует, сочетая гласные с согласными – вас можно только поздравить.
В некоторых случаях формируется устойчивое неправильное произношение отдельных звуков или отсутствие какого – либо звука вообще. Это наиболее распространенное нарушение речи логопеды называют дислалией. Диагноз «дислалия» ставится при условии нормального слуха и отсутствия органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.
Но нередко родители от специалистов в детской поликлинике слышат: у вашего ребенка дизартрия. При дизартрии нарушается речевая моторика, ребенок не может контролировать положение органов артикуляции – губ, щек, языка, мягкого неба, голосовых связок, полости рта и носа. Такая сложная ситуация может возникнуть в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга). Внутриутробная инфекция, токсикоз, родовые травмы, слишком быстрые или тяжелые роды, а также вирусные заболевания первых лет жизни могут привести к столь неутешительному результату.
Еще один распространенный диагноз – «общее недоразвитие речи» (ОНР). В этом случае наблюдаются нарушения и произношение, и восприятие звуков и слов, и грамматика.

Если у ребенка логопедические проблемы, не начинайте учить другой язык. Необходимо научить ребёнка правильно произносить звуки родной речи, а после этого изучать иностранный язык.

Чем грозит?
К сожалению, если речь не выправится, в будущем могут возникнуть серьезные проблемы в школе. Плохо говорящие дети тяжело обучаются чтению и письму. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьёзностью. И чем раньше вы обратите внимание на эти моменты, тем проще будет помочь малышу.
Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • к 3-4 годам он не слышит количество слогов в слове. Ваш юный оратор может искажать слово до неузнаваемости, но оно должно состоять из правильного количества слогов. Если этого не происходит, ваш ребенок не слышит ритм слова.
  • к 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картинке, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов.
  • к 5-6 годам нарушена общая структура речи: он неправильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Как помочь?
Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление необходимо много времени и сил. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило – подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом – просто комментируйте все, что вы делаете (описывайте свои действия, чувства, эмоции). Читайте книги, вместе учите стихи – результат не заставит себя ждать.
Очень важную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук. Массаж пальчиков доставит большое удовольствие малышу. Лепите из пластилина, перебирайте и сортируйте различные по размеру, форме и цвету бусинки. Позвольте ребенку поиграть с крупами: гречка, рис, горох и фасоль могут стать прекрасными игровыми материалами, если приложить фантазию. Учите кроху самостоятельно застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Придумывайте и играйте в разнообразные словесные игры. Например, вы кидаете малышу мячик и произносите название предмета, а он должен вернуть вам мяч, сказав обобщающее слово: огурец – овощи, трамвай – транспорт.
Задавайте вопросы, развивающие логическое мышление, например: «У тебя глаза, а у дома что?», «У тебя ножки, а у машины что?».
ВОПРОС – ОТВЕТ
Получив направление в логопедический детский сад или логопедическую группу, родители опасаются: не ухудшится ли ситуация, если ребенок будет общаться с детьми, у которых такие же речевые проблемы?
Опасаться не нужно. Учитывая, что в таких садах и группах используются специальные корректирующие и обучающие программы, ситуация, в которой ребенок будет перенимать чужие речевые ошибки, маловероятна. Напротив, я знаю многих родителей, которые намеренно хотят отдать ребенка в логопедическую группу, даже если особых проблем нет. Это связано с тем, что в таких садах и группах с детьми занимаются гораздо больше, в речевом плане, нежели в обычных.
Если у ребенка укорочена уздечка языка, обязательно ли в таком случае хирургическое вмешательство?
Прежде чем обратиться к хирургу, необходимо проделать комплекс упражнений – специальную артикуляционную гимнастику. Эти упражнения подберет логопед после осмотра ребенка. Как правило, после курса такой гимнастики уздечка растягивается в достаточной степени и хирургическое вмешательство не требуется.
Связан ли такой диагноз, как дисграфия, с логопедическими проблемами?
Дисграфия – это нарушения при письме, так называемое косноязычие в письме. Как правило, эта проблема возникает во время обучения чтению и письму в первом классе, но, бывает, без своевременной корректировки сохраняется и в дальнейшем. Причиной этого отклонения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Необходимы обязательные занятия с логопедом.

ТЕМА 3 «Речевые игры с дошкольниками»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 3

  РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Развитие речи является важной составной частью социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их  в своей речи.
Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.
Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь.  Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.  Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом.  Овладевать навыками речевого этикета.  Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
 
                                                   РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Учить
подбирать определения
и эпитеты
-собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ...
Узнавать предмет
по описанию.
-длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками,
-его можно солить, делать из него салат (огурец)
-это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза)
Подбирать действия
к предмету.
-щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит
-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.
Подбирать объект
по действию.
-что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)
-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)
-кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок)
Подбирать  антонимы:
 
- высоко - низко
- теплый - холодный
- гладкий - шершавый
Синонимы:
 
-большой, огромный, громадный.
Различать глаголы


 
-движения (идти, бежать, ехать, ползти ...)
-состояния (спать, есть, говорить ...)
-действия (рисовать, лепить, трогать ...)
-приставочные и без приставочные (шел в ... , пошел в ... ,  рисовал – нарисовал)
Добавлять
пропущенные слова:
- пришел почтальон, он принес ...
Подбирать
обстоятельства
трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро)
Составлять предложения с определенным словом. Отгадывать: «Кто ты?» В различных житейских ситуациях:  дочка,
внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса …)
Создание новых слов





 
светлый, зеленый - светло-зеленый,
-тепло, любит – теплолюбивый,
-длинные, уши – длинноухий,
-воду, проводит – водопровод.
овощи режет - овощерезка
 дырки прокалывает - дырокол.
Придумывать
родственные слова
-лес - лесок, лесник, лесной,
-вода - водяной, водопровод, водный, водолаз
Заканчивать предложения
 
Миша пошел гулять (когда?) ...
-Мише стало грустно (отчего?) ...
-Миша обрадовался (чему) ...
Многозначные слова

 
у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,
 чем отличаются)
-коса.
-ручка
Слова с заданием


 
начинаются на ба –
 (баранка, батон, бабушка ).
-заканчиваются на ок -
(котенок, щенок, совок).

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИ ДЕТЯМ !

ТЕМА 4 В России растёт поколение не говорящих детей.

Каковы причины?

Дети, родители которых сегодня обращаются за коррекцией, очень сильно отличаются от детей, рождённых 10 -15 лет назад. Это совершенно другое поколение. Раньше у большинства малышей было нарушено звукопроизношение. Задача логопеда сводилось к тому, чтобы поставить правильные звуки, автоматизировать их и дифференцировать от других, схожих по звучанию или артикуляционному укладу. Чаще всего требовалось корректировать шипящие звуки, сонорные звуки, в основном «Р», «Р’», «Л», «Л’», реже свистящие звуки. Они отрабатывались поэтапно на разнообразном речевом материале и постепенно входили в речь ребёнка.

На данный момент дети, нуждающееся только в коррекции звукопроизношения, встречаются всё реже и реже. Сейчас за помощью обращаются родители младших дошкольников, которые в 3 – 3,5 и даже в 4 года практически не разговаривают. У них ограниченный активный словарь, пассивный словарь тоже не соответствует возрасту. Звукопроизношение страдает, причём постановки требуют даже гласные звуки, например «Ы» и согласные раннего онтогенеза: «К», «Х», «Ф», «В», «Б» и. т. д. Обычно у таких детей нарушена слоговая структура слова. Они произносят слова усечёно, используя либо первый, либо последний слог. Если слово произносится полно, то при этом в нём могут встречаться замены слогов либо перестановка их местами. Грамматический строй речи также не развит в соответствии с возрастом, т.е. малыши путают местоимения мужского и женского рода, окончания глаголов, прилагательных.

В норме ребёнок к 5 – 5,5 годам, произносит все звуки и слова правильно, имеет пассивный словарный запас в несколько тысяч слов, его речь понятна и связная. К сожалению, современные дети говорят хуже, чем их родители в данном возрасте. То, что старшее поколение осваивало к 5 годам, малыши XXI века осваивают годам к 6, а порой и позже.

Какой выход?

Чтобы пересмотреть нормы речевого развития, необходимо провести масштабную исследовательскую работу. На данный момент мы не имеем актуальных данных, но, оценивая объективно подрастающее поколение, я вижу выход в более гибкой оценке результатов логопедической диагностики.

Одним из способов приспособиться к меняющейся ситуации является: инклюзивное образование в России. Оно способствует интеграции ребят с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в школьный коллектив, позволяет осваивать общеобразовательные программы, иметь больше шансов для социализации и психологической адаптации.

Каковы причины и последствия сложившейся ситуации?

На государственном уровне причина таких изменений сформулирована как «Генетическая усталость нации». На мой взгляд, причин много: это и экология, качество воздуха, воды, пищи, генетические заболевания, и особенности течения беременности, родов, и ритм жизни с наличием стрессов, и огрехи воспитания, отсутствие полноценного общения родителей с ребёнком, психологическая обстановка в семье, вредные привычки родителей и. т. д.

Как быть? Что делать обществу и, в частности родителям для спасения подрастающего поколения?

Что я бы точно посоветовала, так это осознанно подойти к беременности. Это один из первых кирпичиков, закладывающих здоровья и благополучие ребёнка. Минимум стрессов во время беременности, бережное отношение к психике будущей матери, комфортный режим и полноценное питание. Ничего нового, однако, современные женщины это часто пренебрегают.

Если говорить о родах, то наилучший способ – это конечно, тот, который задумала сама природа. Если есть такая возможность и врачи не настаивают на кесаревом сечении, использовании анестезии, то естественные роды должны быть в приоритете.

В процессе роста малыша родители должны создать ему все условия для гармоничного развития. Если у вас нет опытных бабушек или личного опыта, почитайте об этапах развития в литературе, ведите дневник. Записывайте в него, в каком возрасте впервые перевернулся ваш ребёнок, сел, начал ползать. В первый год жизни самый главный ориентир – это физическое развитие малыша, внимание в этой сферы позволит вам заметить, если что – то идёт не так, и вовремя обратиться к специалисту. Ежедневные занятия нивелируют большинство выявленных на этом этапе проблем развития. Например, дайте больше простора ползунку, чтобы он не начал ходить слишком рано. Ползание – это сложный двигательный навык, позволяющий укрепить межполушарные связи, заложить возможности для выполнения в будущем таких задач, как чтение и письмо. Главное, не препятствовать гармоничному развитию, а помочь поддержать маленького исследователя.

Когда ребёнок подрастёт, не спешите показывать ему гаджеты. Дети прекрасно их осваивают, чем очень впечатляют родителей. Практика показывает, что использование гаджитов (смартфонов, планшетов и. т. п. ) снижает врождённый познавательный интерес, мотивацию к вербальному общению, а так же сильно перегружают психику малышей. Лучше живого общения для развития речи ребёнка нет ничего. Родители для ребёнка - это носители языка, именно они обучают своё чадо, передают ему жизненный опыт, как бытовой, так и социальный. Невозможно переоценить роль родителей.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своему ребёнку. Именно внимание позволит вам не упустить своего малыша, а вырастить его здоровым и счастливым!

ТЕМА 5 Время говорить (развитие речи ребенка от 0 до 3 лет).

Первый год жизни – очень важный подготовительный этап для развития речи: в это период формируются голосовые реакции и речевой слух. Ближе к году ребенок начинает соединять слоги. Так возникают первые слова: «мама», «папа», «дай», «ням – ням». Постепенно он запоминает несколько простых выражений. В течение второго года его словарный запас увеличивается во много раз. Конечно, далеко не все шедевры можно найти в словаре русского языка. Сейчас малыш обладает удивительной способностью создавать неологизмы. Не ленитесь записывать их в блокнот. Ведь потом вы будете с радостью перечитывать эти оригинальные образцы его устного творчества.

Процесс развития речи (как и всего остального) у одного ребенка происходит быстрее, у другого – медленнее. Некоторые дети в два года уже рассказывают целые истории, а их сверстники все еще используют язык жестов. Если ваш ребенок пока не «разговорился» или вы заметили дефекты в его речи, помогите ему.

Не стоит беспокоиться из-за того, что ваш умненький, хорошо развитый двухлетний малыш слишком молчалив. И конечно, нельзя считать это отклонением от нормы. Главное, чтобы у него было все в порядке со слухом. Молчун может долго копить знания, а потом в один прекрасный день обрушить на вас словесный поток. Иногда это происходит только к 3-4 годам. Одна из причин «обета молчания» ребенка заключается в том, что за него часто говорят взрослые. Она не дают ему возможности самостоятельно выражать свои мысли и желания.

Так что чаще побуждайте своего малыша высказываться. Разговаривая с ним, слова и фразы произносите отчетливо и выразительно. На прогулке, за обедом, во время чтения постоянно задавайте ему вопросы и терпеливо ждите, пока он на них ответит. Пусть попытается сам рассказать, почему он любит играть с гоночной машиной или куда идет Красная Шапочка. Активизировать речь малыша помогут ваши поручения. После того, как он выполнить просьбу, спрашивайте: «Что у тебя в руках?», «Где ты это нашел?» Во время игр комментируйте свои действия и побуждайте кроху делать то же самое. Пусть он ответит вам, куда хочет поставить кубик или кто едет у него в грузовике? Иногда стоит схитрить. Разыгрывайте непонимание: «Что тебе дать?» Слона? Какого слона? Ах, куклу! А где она лежит?» Прием вопросов – наиболее эффективный метод. Благодаря этому активизируется мыслительная деятельность.

Малышу полезно как можно больше общаться со сверстниками. Площадки, детские учебно – развлекательные центры, игровые комнаты, детский сад – места, где он закрепляет навыки общения. Ведь другие дети не будут говорить за него, и подыгрывать ему. Ребенку придется выражать свои мысли и желания на понятном всем языке. Иначе он не дождется ответной реакции.

Другой причиной неразговорчивости малыша может быть слишком маленький словарный запас. К концу второго года он обычно включает 300 слов. Понаблюдайте за ребенком, Как он объясняется с родными, с детьми во дворе? Может ли рассказать, где был сегодня с папой, кто бежит ему навстречу, куда уходит бабушка? Если его речь далека от идеала, то стоит показать ребенка логопеду. Вместе со специалистом вы решите проблему маленького молчуна.

НЕ СЮСЮКАЙТЕ, НЕ ПОДРАЖАЙТЕ ДЕТСКИМ СЛОВАМ И НЕ СМЕЙТЕСЬ НАД НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ!!!

Ваш ребенок уже говорит, но понять его способны только вы? Для начала выясните, нет ли причин, которые мешают его правильно изъясняться (неврологическая патология, постоянно заложенный нос, неправильный прикус). Если со здоровьем у крохи все в порядке, то он просто не умеет или не может выполнять движения, которые обеспечивали бы правильную артикуляцию.

Шепелявость. Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков (сигматизм) – довольно частое явление. Скороговорка о Маше, которая шла по шоссе, многим детям дается с трудом. Пусть ваша мама успокаивает вас, что вы в три года разговаривали так же, а в четыре уже все прошло. Но лучше не ждать целый год. Пусть логопед обследует ребенка и даст нужные рекомендации.

Замена звуков. Дети часто используют этот прием. Может быть, ваш малыш часто заменяет некоторые звуки вместо «котик» говорит «тотик» или Таню называет Татой? Обязательно посетите логопеда. Специалист порекомендует упражнения для развития и укрепления артикуляционного аппарата.

Функциональное заикание. Заучивание больших стихотворений или неправильная речь окружающих может привести к функциональному заиканию, которое не связано с поражением речевых механизмов нервной системы. Дефект возникает, как правило, у детей с ослабленной нервной системой. Логопед порекомендует обследование у невропатолога.

Картавость. Малыш говорит «л» вместо «р»? Не спешите загружать его стихами и скороговорками. Трудности с освоением буквы «р» могут быть вызваны с детским косноязычием, которое имеет право на существование вплоть до пятилетнего возраста. Покажите крохе, где находится язык при произношении этого звука. Выполняйте специальные упражнения.

Смягчение согласных. Малыш может смягчить трудные согласные (говорить «лямпа» вместо «лампа»). У вас возникает желание его поправить? Не торопитесь!

Постоянные одергивания вызовут у крохи только не желание говорить. Больше общайтесь с ним. И следите за собой: ваша речь должна быть безукоризненной. Обращаясь к ребенку, стройте фразы так, чтобы в них присутствовали предлоги и наречия. Чаще читайте ему книги.

Только не забывайте о трех важных «не»: не сюсюкайте, не подражайте детским «авторским» словам и никогда не смейтесь над неправильным произношением.

ВЕСЕЛАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ «ШАЛТАЯ – БОЛТАЯ»

Вот несколько упражнений, которые помогут малышу натренировать голос, губы, язык и лицевые мышцы:

  • Задувание.

Мыльные пузыри, перышки, свечки – ваши помощники. Ребенку будет очень полезно дуть на них, вытягивая при этом губы в трубочку.

  • Тихо – громко.

Попросите малыша громко крикнуть «ура!», а затем это слово произнести очень тихо. Так он тренирует голос.

  • «Сладкие губы».

Намажьте ребенку губы вареньем или медом. А потом пусть он слизывает лакомство, не забывая и об уголках рта.

ТЕМА 6 А ваш ребенок к школе готов...?

Это вечное «авось»

Ох уж эта неистребимая надежда. Что все само рассосется! Родители надеются, что в школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами, а навыки письма, чтения сформируются без вмешательства извне. Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказках. А на деле... Школа выбрана, счастливые родители вместе со своим ненаглядным чадом идут на собеседование. И тут слышат правдивую, но не очень приятную оценку умений и навыков будущего первоклассника. До школы – меньше года всю семью начинает лихорадить. С ребенком приходится бегать по врачам, логопедам, психологам и педагогам. Ищут «виноватых», кто – то не научил, не подсказал, вовремя не направил.

Как же выявить все слабые звенья в дошкольной подготовке и избавить себя и ребенка от нервотрепки?

Попробуем перечислить критерии, которые помогут определить готовность вашего сокровища к школе. Лучше сразу снять розовые очки, забыть о родительском самолюбии и честно ответить на ряд вопросов.

Чужой среди «своих»?

Сформировался ли ребенок как личность? Это очень важно, ведь в школьной жизни ему предстоит ставить перед собой определенные цели и делать что – то для их достижения. А для этого необходимо общаться не только с компьютером, но и с множеством людей.

Взращенный в тепличных домашних условиях, малыш чувствует себя не «уютно» в шумной компании сверстников. Он не сразу находит верный тон в общении. Лихое школьное братство вмиг вычисляет «слабака». Оказавшись в изоляции, такой ребенок будет чувствовать себя изгоем. И это притом, что в речевом и интеллектуальном плане он может превосходить сверстников (преимущество зыбкое и недолговечное). Человек, как известно, - существо общительное и развивается в коллективе. Ему необходимо общение! Без этой роскоши нет новой информации и развития.

Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни выпускники детсада. Они без труда находят общий язык с одноклассниками и учителями, уверены в себе, могут принять самостоятельное решение, отстоять свою точку зрения. Такие малыши приучены работать в коллективе, идут на компромисс, умеют уступать и считаться с чужим мнением. Домашним детям освоить эти навыки в семь лет сложнее. Они, как правило, капризны, эгоистичны. Для них целая проблема принять участие в общей интриге, приспособиться к новым условиям.

Конечно, оставлять ребенка с бабушкой или няней удобнее. Но впереди школьные и студенческие годы. Сможет ли он прожить их, не умея строить отношения с людьми? Заранее подумайте, какую форму дошкольной подготовки избрать, и главное, – в каком учебном заведении.

Ищем пробелы.

Как, определить есть ли таковые в речевом развитии малыша? Придется учесть несколько моментов:

  • умение правильно (без искажения) произносить все звуки;
  • достаточный объем активного и пассивного словаря4
  • грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, умение строить фразу);
  • способность вести диалог;
  • умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти.

Если вам не удается объективно оценить это, обратитесь к специалисту. Уж логопед все разложит по полочкам. И не удивляйтесь, если выяснится, что свистящие и шипящие ребенка далеки от совершенства, а со звуком «Р» - проблемы. Фразы и монологи на поверку оказались какими-то корявыми, с едва различным смыслом, не говоря уж о художественном достоинстве. Со вздохом вы констатируете: «Да, явно не Паустовский. И до Толстого далеко...» А день нужно было всего лишь составить описание летнего и осеннего дня. Вывод один – пора незамедлительно начинать работу над звукопроизношением и над составлением устных рассказов на любую тему.

Расширяем запасы.

Когда речь заходит о словаре, родители почему – то представляют школьный словарик под редакцией Ожегова. Для них обследование словаря – это называние слов на определенную букву. На деле определение словарного запаса ребенка – занятие трудоемкое. Начните с существительных. К любому предмету, например: чайник, стул, кресло, машина - ребенок должен назвать части детали. Чем больше, тем лучше. Подсказки исключены! Единственное, что вам позволено, - указать ребенку на ту или иную часть (деталь). Ее название должен озвучить будущий первоклассник. Вы можете услышать: «то, на чем сидят» (сиденье). «Куда грузят» (кузов), «где люди сидят» (салон). В зачет подобные ответы не идут, только если со знаком минус. Еще хуже, если малыш называет кофейник чайником, кресло – стулом, а пароход – лодкой. Придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Существуют целые картинные словари для дошкольников. Рассматривая их без спешки, ребенок легко запомнить названия различных предметов, их детали и части. Картинки в этих словарях разбиты по темам: «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т.д. Берите тему прорабатывайте ее во всех направлениях в течение одной – двух недель.

После такого тренинга ребенок не только запомнит массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу. К примеру, когда надо одним словом сказать, что такое сливы, яблоки, апельсины, ног без запинки ответить: «Фрукты!»

Помимо предметного словаря, обследовать предстоит и словарь признаков. Дошкольник 5-7 лет на вопрос: «Какой цветок?» - начинает перечислять: «Красивый, душистый, яркий, экзотический, хрупкий...» А если же ему не удалось вспомнить? Придется вновь брать картинный словарь и прорабатывать тему за темой уже на предмет признаков. Необходимо вспомнить о материалах, из которых сделаны разные предметы (кубик – пластмассовый, деревянный, бумажный, стеклянный). Ручка – деревянная, металлическая, пластиковая, варенье – клубничное, вишневое.

Образование прилагательных от существительных дает ребенку массу возможностей для словотворчества. Еще интереснее определять, чей хвост у зайца. Чья лапа у лисы и чье ухо у волка. Держитесь покрепче за стул, чтобы не свалиться от хохота! Нет, возможно, ребенок и справится с заданием, сказав: «Заячий хвост, лисья лапа, волчье ухо». Но чаще дошкольники «сотворяют» нечто: «зайчинный», «зайчачий», «зайченный», лисина», «волчачье», «волчиное». И это еще не все! При подобном раскладе придется немало потрудиться, пока в памяти ребенка не закрепятся правильные формы притяжательных прилагательных. Поиграйте с малышом в игру «Чей хвост (лапа, ухо, глаза)?» Помимо прилагательных, он вспомнит названия зверей, птиц, насекомых. А если не полениться, то и их детенышей. Это совсем не лишнее!

После этого или параллельно проверьте глагольные формы на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации или фотографии из семейного альбома. Проследите, не путает ли малыш близкие по звучанию и значению слова ( пришивает – вышивает – ушивает – перешивает – зашивает – нашивает – сшивает). Лепил – слепил – прилепил – облепил и т.д. Обратите внимание на различие временных форм (настоящее, прошедшее, будущее): учился – учится – будет учиться. Придется вспомнить и слова – предметы, а точнее, связанные слова – действия. Например: карандашом рисуют, штрихуют, чертят, раскрашивают. Кошка мяукает, лакает, сидит, лежит, царапается. Малыш шалит, бежит, плачет, рыдает и т.д. Глагольный словарь хорошо проверять и отрабатывать на теме «Профессии». Повар (что делает?) варит, режет, шинкует, чистит, готовит. Продавец взвешивает, торгует, фасует, продает и т.д. Если в семье два дошкольника, все эти словесные проверки и игры проводятся как соревнование. Не забудьте о поощрении!

Искусство диалога

Умение вести диалог – весьма полезный навык. Проверьте способность ребенка поддерживать разговор с другими родственниками или со сверстниками. Это дается с трудом? Что ж, риторике учили еще в Древней Греции. Обсуждайте с малышом буквально все – увиденный фильм, прочитанную книгу, житейские дела. Пусть учится правильно строить фразу, задавать вопрос, а также слушать и понимать собеседника.

От диалога переходите к монологу. А точнее - к составлению рассказа. Для начала положите перед ребенком сюжетную картинку или фото и послушайте, что он расскажет. Если просто перечислит отдельные предметы, не спешите праздновать победу. До нее еще далеко. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз, иметь сюжет. Смысл «изображенного» должен быть раскрыт так, чтобы, не видя картинку, представлялось ее содержание. К этому идеалу и надо стремиться. От одной сюжетной картинке переходите к серии. Для этого вполне подойдут комиксы.

Надеемся, критерии оценки готовности ребенка к школе вам понятны? Ничего сложного, правда?

ТЕМА 7 Двадцать простых советов логопеда родителям.

Встреча взглядов.

Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

Говорите четко.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

То же, но по-разному.

Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов ("папа пришел, пришел наш папа", "мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.

Но: не переусердствуйте.

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.

Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.

Все чувства - в союзе с речью.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.

В основе речи - стремление к общению.

Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

Стремимся к разнообразию.

Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, ба-бэ-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре.

Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички "ав-ав", "мяу-мяу"). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание - побуждаете не Вы, а - ситуация.

Не предупреждайте его желаний.

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.

Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, "где ручки, где ножки" (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте: "Где стол?", "Где киса?" и т.д.

Ведите дневник.

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так вы сможете день за днем судить о его успехах.

Развивайте фонематический слух.

Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.

Не пренебрегайте звукоподражанием.

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ку-ку", "оп", "ав-ав", "на", "дай" и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.

Читайте, читайте, читайте.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его

Пальцы помогают речи.

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.

Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.

Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.

Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

ТЕМА 8 «Ехал грека через реку...»

Кто виноват?

Ситуация, подсмотренная на прогулке. Молодая мамочка жалуется другой маме: «Даже не знаю, что делать. Наверное, надо оформлять своего ребёнка в логопедический садик или логопедическую группу. Моего сына понимаю только я. Во рту у него какая - то каша». И тут - же, изменив голос, обращается к 4-х летнему (!) мальчику: «Игоесик, мася, брось бяку». К сожалению, этот пример далеко не исключение. Пытаясь разговаривать с ребенком ласково, многие родители, сами того не замечая, невольно переходят на детский язык. Неправильно думать, что такое сюсюканье более доступно вашему ребенку, чем правильная, красивая речь. Рост словаря, развитие грамматического строя речи непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Например, если ребенок живет в семье со старшими братьями и сестрами, то накопление словарного запаса у него происходит быстрее.

  • Норма и нарушения.

До определенного возраста коверканье слов и звуков является нормой. Когда все идет как надо, к пяти годам у малыша должна полностью сформироваться фонетическая система родного языка. Если к этому времени ребенок произносит все звуки – гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, правильно их артикулирует, сочетая гласные с согласными – вас можно только поздравить.

В некоторых случаях формируется устойчивое неправильное произношение отдельных звуков или отсутствие, какого – либо звука вообще. Это наиболее распространенное нарушение речи логопеды называют дислалией. Диагноз «дислалия» ставится при условии нормального слуха и отсутствия органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.

Но нередко родители от специалистов в детской поликлинике слышат: у вашего ребенка дизартрия. При дизартрии нарушается речевая моторика, ребенок не может контролировать положение органов артикуляции – губ, щек, языка, мягкого неба, голосовых связок, полости рта и носа. Такая сложная ситуация может возникнуть в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга). Внутриутробная инфекция, токсикоз, родовые травмы, слишком быстрые или тяжелые роды, а также вирусные заболевания первых лет жизни могут привести к столь неутешительному результату.

Еще один распространенный диагноз – «общее недоразвитие речи» (ОНР). В этом случае наблюдаются нарушения и произношение, и восприятие звуков и слов, и грамматика.

Если у ребенка логопедические проблемы, не начинайте учить другой язык. Необходимо научить ребёнка правильно произносить звуки родной речи, а после этого изучать иностранный язык.

Чем грозит?

К сожалению, если речь не выправится, в будущем могут возникнуть серьезные проблемы в школе. Плохо говорящие дети тяжело обучаются чтению и письму. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьёзностью. И чем раньше вы обратите внимание на эти моменты, тем проще будет помочь малышу.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • к 3-4 годам он не слышит количество слогов в слове. Ваш юный оратор может искажать слово до неузнаваемости, но оно должно состоять из правильного количества слогов. Если этого не происходит, ваш ребенок не слышит ритм слова.
  • к 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картинке, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов.
  • к 5-6 годам нарушена общая структура речи: он неправильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Как помочь?

Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление необходимо много времени и сил. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило – подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом – просто комментируйте все, что вы делаете (описывайте свои действия, чувства, эмоции). Читайте книги, вместе учите стихи – результат не заставит себя ждать.

Очень важную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук. Массаж пальчиков доставит большое удовольствие малышу. Лепите из пластилина, перебирайте и сортируйте различные по размеру, форме и цвету бусинки. Позвольте ребенку поиграть с крупами: гречка, рис, горох и фасоль могут стать прекрасными игровыми материалами, если приложить фантазию. Учите кроху самостоятельно застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Придумывайте и играйте в разнообразные словесные игры. Например, вы кидаете малышу мячик и произносите название предмета, а он должен вернуть вам мяч, сказав обобщающее слово: огурец – овощи, трамвай – транспорт.

Задавайте вопросы, развивающие логическое мышление, например: «У тебя глаза, а у дома что?», «У тебя ножки, а у машины что?».

ВОПРОС – ОТВЕТ

Получив направление в логопедическую группу, родители опасаются: не ухудшится ли ситуация, если ребенок будет общаться с детьми, у которых такие же речевые проблемы?

Опасаться не нужно. Учитывая, что в таких группах используются специальные корректирующие и обучающие программы, ситуация, в которой ребенок будет перенимать чужие речевые ошибки, маловероятна. Напротив, я знаю многих родителей, которые намеренно хотят отдать ребенка в логопедическую группу, даже если особых проблем нет. Это связано с тем, что в таких группах с детьми занимаются гораздо больше, в речевом плане, нежели в обычных.

Если у ребенка укорочена уздечка языка, обязательно ли в таком случае хирургическое вмешательство?

Прежде чем обратиться к хирургу, необходимо проделать комплекс упражнений – специальную артикуляционную гимнастику. Эти упражнения подберет логопед после осмотра ребенка. Как правило, после курса такой гимнастики уздечка растягивается в достаточной степени и хирургическое вмешательство не требуется.

Связан ли такой диагноз, как дисграфия, с логопедическими проблемами?

Дисграфия – это нарушения при письме, так называемое косноязычие в письме. Как правило, эта проблема возникает во время обучения чтению и письму в первом классе, но, бывает, без своевременной корректировки сохраняется и в дальнейшем. Причиной этого отклонения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Необходимы обязательные занятия с логопедом.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie